История корсета
Корсет – очень важный предмет женского
туалета, который имеет свою богатую и насыщенную событиями многовековую
историю. Первые корсеты появились в античные времена. Первой моделью
корсета была узкая кожаная повязка. Греки ее называли "le sester",
"cestus" или "apodesme". Эта повязка предназначалась, прежде всего, для
поддержания бюста. Носили её в двух вариантах: под грудью либо на груди.
Римляне изготовляли повязки из ткани и называли их: "mamillare",
"fascia" и "la zona" . Подобные повязки, обвивающие верхнюю, затем нижнюю часть тела, существовали до ХII века.
Период Готики
В этот период (до ХI в.) свободную
драпированную греко-римскую одежду сменила обтягивающее тело облачение.
Усложнился покрой, также появилась застежка и выточка. Одежда впервые
стала исправлять недостатки фигуры, а не скрывать их. Для достижения
этого использовались железные и деревянные бруски, которые вставлялись в
ватную подкладку одежды. Шнуровался корсет сзади, спереди и сбоку.
Бруски нередко выпадали при расслаблении шнуровки. Такой корсет обладал
очень высокой стоимостью, и поэтому "украшали" свой гардероб им только
женщины высшего общества. Интересно, что в этот период мужчины носили
корсет гораздо больше, чем женщины. У мужчин роль мужского корсета
выполняли широко распространенные курточка и штаны, названные колет.
Жесткий, но гладкий колет имитировал твердый панцирь и был близко связан
с моделью военного костюма, предназначенного для защиты пеших воинов.
Много лет корсет считали частью мужской одежды. Он изготовлялся из
металла или кожи и полностью закрывал туловище. Такой панцирь носили кавалеристы.
В эпоху Возрождения
В эту эпоху (с ХV до ХVI века) мужские корсеты не
выходили из обихода. В последующий период корсеты-панцири
изготавливались из ажурного железа, позже появились более гибкие
варианты, где в конструкции применялся китовый ус. Ткань покрывала
арматуру из китового уса. На смену женским готическим корсетам пришли
отделенные от платья кожаные корсеты, с использованием деревянных и
металлических брусьев для устойчивости и твердости. Испанские женщины
первыми надели такие корсеты. По всему корпусу корсета делались круглые
отверстия, чтобы воздух поступал к телу, а в боковые части такого
корсета вставляли шарниры. Края дырочек врезались в тело, и приносили
ужасные мучения, когда корсет стягивали. В наши дни ученые гигиенисты
называют испанский корсет орудием пытки, что вполне справедливо. Для
достижения желаемой формы испанские светские дамы стягивали талию до 20
см в полу-обхвате, что вызывало множественные заболевания внутренних
органов. При ношении узкого корсета нарушалось правильное
кровообращение, сжимало живот и почки, смещался желудок, сдавливалась
печень, и, в общем, наносился ущерб всему организму. Из-за постоянного
ношения мучительного корсета не редкостью были смерти женщин в расцвете
сил . К корсету прикрепляли конструкцию из металлических прутьев -
вертлогу. Прутья расходились с каждой стороны на метр, чтобы разместить
на таком расстоянии юбку. Женское тело деформировалось от одежды так,
что фигура становилась плоской. Металлический корсет прочно обосновался
до конца ХVII века в гардеробах модниц. Но, при всем зле, им
причиняемым, из употребления корсет не выходил столетиями.
Мода в ХIХ веке
В эту эпоху (с ХV до ХVI века) мужские корсеты не
выходили из обихода. В последующий период корсеты-панцири
изготавливались из ажурного железа, позже появились более гибкие
варианты, где в конструкции применялся китовый ус. Ткань покрывала
арматуру из китового уса. На смену женским готическим корсетам пришли
отделенные от платья кожаные корсеты, с использованием деревянных и
металлических брусьев для устойчивости и твердости. Испанские женщины
первыми надели такие корсеты. По всему корпусу корсета делались круглые
отверстия, чтобы воздух поступал к телу, а в боковые части такого
корсета вставляли шарниры. Края дырочек врезались в тело и приносили
ужасные мучения, когда корсет стягивали. В наши дни ученые-гигиенисты
называют испанский корсет орудием пытки, что вполне точно отражает суть
тех корсетов. Для достижения желаемой формы испанские светские дамы
стягивали талию до 20 см в полуобхвате, что вызывало множественные
заболевания внутренних органов. При ношении узкого корсета нарушалось
правильное кровообращение, сжимало живот и почки, смещался желудок,
сдавливалась печень, и, в общем, наносился ущерб всему организму. Из-за
постоянного ношения мучительного корсета не редкостью были смерти женщин
в расцвете сил. К корсету прикрепляли конструкцию из металлических
прутьев - вертлогу. Прутья расходились с каждой стороны на метр, чтобы
разместить на таком расстоянии юбку. Женское тело деформировалось от
одежды так, что фигура становилась плоской. Металлический корсет прочно
обосновался до конца ХVII века в гардеробах модниц. Однако даже при
таких ужасных неудобствах, которые приносил корсет при ношении, он не
выходил из употребления целыми столетиями.
Начало ХХ века
В начале ХХ века резко упростился покрой женской одежды, талия удлинилась, силуэт приобрел трубковидную форму. Женщины продолжили носить корсет, но в талии не было особого прогиба, поэтому крутизна бедер исчезла, и это сохраняло красивый изгиб спины. Получались более естественные линии, общий вид тела стал гармоничнее, удлиненнее и мягче, чем при стянутой талии. С течением времени получил широкое распространение прямой корсет, созданный к 20-м годам ХХ века. Модные силуэты одежды того времени требовали от корсета воспроизведения плоской формы. Подобный прямой корсет оставлял свободу и гибкость талии, слегка поднимал и поддерживал живот, деформировал грудь. Такие корсеты меньше влияли на ухудшение здоровья. Позже прямые корсеты разделили на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть стала называться "лифчиком" или "бюстгальтером", нижняя – поясами. Потом появились сделанные на бретелях бюстодержатели, которые слегка воспроизводили форму груди. Подобные бюстодержатели носились в комплекте с поясами и гораздо лучше прямого корсета поддерживали и формировали грудь. С изменением женского силуэта было связано стремление к естественной форме, когда грудь подчеркивается и приподнимается. К 30-40 годам XX века носить соответствующие естественной анатомии человека корсеты, бюстгальтеры и пояса позволила простая форма платья. Таким образом, родились разнообразные по конструкции и форме современные корсетные изделия