— В различных культурах отношение к людям с ограниченными возможностями
было очень разным. Спартанцы, например, полагали, что инвалиды — никчемные
люди. А с точки зрения христианского учения о человеке — уменьшает ли
инвалидность ценность человеческой личности?
— Конечно же нет! И совсем не случайно люди с ограниченными физическими или
умственными возможностями во все времена находили себе приют в христианских
храмах и монастырях. Именно там мы можем видеть таких людей гораздо чаще, чем
где бы то ни было, потому что храм — место сострадания, там такого
человека лучше примут, не посмеются над ним, не унизят. Неудивительно, что за
помощью он приходит именно туда.
Физические или умственные недостатки ни в коем случае не затрагивают
достоинства человеческой личности, более того: человек с каким-либо увечьем
может жить полноценной духовной жизнью и часто бывает гораздо ближе к спасению,
чем здоровый. Потому что ему приходится сталкиваться с множеством трудностей
самого разного рода, с непониманием, унижениями… А все это дает человеку
прекрасный повод не превозноситься над окружающими, не полагаться на физическую
силу и здоровье (как полагаются многие), а значит — подвигает его к более
трезвому взгляду на себя, что само по себе уже является добродетелью. Если же
человек имеет умственное расстройство и из-за этого считается инвалидом,
отношение к нему должно быть особенно бережным и чутким. Ведь зачастую никто на
свете абсолютно ничего не знает о том, что происходит в душе у таких людей. Мы
видим лишь внешние проявления их болезни, которые могут выглядеть безобразными
и даже греховными. Но, несмотря на это, образ Божий в них присутствует точно
так же, как и в любом здоровом человеке. Поэтому относиться к ним нужно с
неизменной добротой и состраданием, которые просто не могут не повлиять на этих
людей положительно.
— Христианство утверждает, что грехопадение серьезнейшим образом
изуродовало все естество первозданного человека. Можно ли сказать, что в этом
смысле все мы являемся инвалидами, поскольку от рождения наследуем эту
искаженную грехом природу?
— Все мы — смертны, и значит, наши возможности ограниченны. Мы стареем,
значит, наши возможности ограниченны. Мы подвержены болезням, и это тоже
значит, что наши возможности ограниченны. Вообще, кичиться своим
здоровьем — немудрое и духовно опасное занятие. Когда человек много
времени проводит в заботе о своем теле и о его физических возможностях, он
попросту обманывает себя — и рано или поздно этот обман для него неизбежно
откроется. Несмотря на все свои старания, он никак не сможет избежать старости,
связанных с нею болезней, последующей за ними смерти. И даже если такой человек
скоропостижно скончается молодым и здоровым, не дожив до старческой немощи, это
ровным счетом ничего не меняет. После перехода в иной мир ему будет лишь еще
тяжелее осознавать всю тщетность и бессмысленность своего упования на здоровье
тела и физическую силу, которые окажутся для него тогда совершенно
бесполезными. Этот обман человеческой самодостаточности неизбежно откроется для
каждого из нас, и хорошо еще, если это произойдет в земной нашей жизни.
Внезапная тяжелая болезнь может стать для человека настоящей духовной
катастрофой в том случае, если до этого он привык полагаться только на себя и
свои силы. Вот почему люди с ограниченными возможностями являются для нас, пока
еще здоровых, — примером, напоминанием о собственной нашей немощи,
притаившейся в нашем естестве и лишь до поры не дающей о себе знать.
Глядя на больных, увечных людей, мы невольно задумываемся: а что было бы со
мной, окажись я на их месте? Не случайно Жан Ванье, один из самых известных в
мире христианских деятелей, занимающихся проблемами людей с ограниченными
возможностями, говорил, что мы нуждаемся в этих людях гораздо сильнее, чем они
в нас. Он работает с теми, кого в светском обществе принято называть «умственно
отсталыми». Но эти люди умеют очень искренне радоваться и огорчаться, у них
особенное, обостренное чувство справедливости, стремление к правде. И всему
этому мы можем у них только поучиться. А самое главное — они действительно
учат нас смирению. Когда ты всерьез задаешься вопросом о том, что делал бы я,
если бы сам оказался в таком положении, то с твоей души как-то очень быстро
слетают гордыня и спесь, связанные с физическим здоровьем, острым умом,
обширными знаниями… Вот в этом избавлении от культа собственного здоровья
современный человек, на мой взгляд, очень нуждается. Не случайно он так
панически бежит от любого напоминания о болезни и смерти, в том числе и от
общения с инвалидами. В не такие уж далекие советские времена людей, получивших
увечье на войне, высылали в отдаленные районы страны. По мысли тогдашних
властей, советский человек, которому государственная пропаганда внушала веру в
его силу, здоровье и социальное бессмертие, не должен был видеть немощь калек,
пострадавших в годы военного лихолетья. Кстати, точно так же сегодня западный
человек всеми силами старается избавить себя от необходимости видеть людей
больных и тем более — умирающих.
От страха — к любви
— Очень часто рядом с инвалидом здоровый человек испытывает чувство
неловкости и даже вины. Как Вы объяснили бы это явление?
— Я бы не стал говорить здесь о чувстве вины. Скорее, это просто
обыкновенный страх, связанный с тем, что человек сам боится стать таким же. Он
как бы подсознательно проецирует на себя такое состояние, приходит в ужас и
хочет побыстрее уйти, чтобы не испытывать больше этого гнетущего чувства. С
христианской точки зрения в таком страхе, конечно же, ничего хорошего нет.
Подобная реакция прежде всего показывает, что человек попросту не готов увидеть
себя слабым, лишенным здоровья и физической силы. Такой страх свидетельствует о
духовной незрелости. А вот участие, желание помочь человеку с ограниченными
возможностями — это как раз очень позитивное чувство. Это значит, что
человек при виде страданий другого хочет их облегчить и готов в какой то
степени понести тяготы своего брата или сестры во Христе, разделить с ними их
проблемы. Чувства же вины я как-то и не замечал никогда в таких ситуациях. Но
есть эти самые два желания: или — убежать, или — помочь. И одно
желание может переходить в другое, если осознанно к ним относиться. Например,
очень часто при виде человека с ограниченными возможностями у нас возникает
побуждение просто откупиться: дать такому человеку немного денег и поскорее
уйти прочь, как бы снимая с себя свой страх, свое малодушие. То есть здесь
приблизительно такое же отношение, как и у черствого чиновника, по принципу: я
исполнил свой долг, а все остальное меня не касается. Но подобное поведение
иначе как опрометчивым назвать нельзя. Потому что духовная проблема, толкающая
нас на такое бегство, находится в нас самих. А от себя, как известно, никуда не
убежишь и ничем не откупишься. Это — тупиковый путь. Не для инвалидов,
разумеется, а для нас самих.
А вот когда ты испытываешь подобный страх от мысли о преходящем характере
физического здоровья и силы, но все же не убегаешь, а остаешься рядом и
стараешься чем-то помочь, то тогда ты и немощному человеку помогаешь, и сам
получаешь духовную пользу. Ведь, поступая таким образом, ты ощущаешь свое
единство и родство с ним хотя бы потому, что ты понял, как легко и сам можешь
однажды оказаться на его месте. И ты как бы вписываешь себя в один бытийный
контекст с этим человеком. А это и есть — любовь.
— В эпоху мученичества среди христиан было множество инвалидов,
пострадавших от гонителей. Расскажите немного об этой странице истории
отношения христианства к инвалидности.
— Так было не только в раннехристианскую эпоху. То же самое происходило и
совсем недавно, во времена исповедничества. Можно вспомнить митрополита
Алма-Атинского Иосифа (Чернова), который с большим трудом мог передвигаться,
потому что у него были тяжелые травмы после лагерей. Или святителя Луку
(Войно-Ясенецкого), потерявшего здоровье не в последнюю очередь именно из-за
тяжелейших условий жизни в лагере и ссылках. Или архиепископа Вениамина
(Новицкого), одного из выдающихся иерархов нашей Церкви, который был абсолютно
лысым, без усов и бороды, потому что во время заключения работал на урановых
рудниках и получил большую дозу облучения. Таких людей и в двадцатом веке было
очень много. И, конечно же, Церковь во все времена с огромным уважением
относилась к таким людям, с любовью лобызала их раны и почитала все увечья,
полученные этими исповедниками веры Христовой.
— Есть ли среди прославленных Церковью святых люди, которые в земной
своей жизни страдали физическими недугами?
— Здесь можно снова назвать того же святителя Луку (Войно-Ясенецкого), к
концу жизни полностью потерявшего зрение, Максима Исповедника, которому за
исповедание православного учения о Христе отрубили руку и вырвали язык. И
конечно, можно привести в пример особый, уникальный факт из жития преподобного
Иоанна Дамаскина, известный многим православным христианам: он тоже был лишен
правой руки, но Матерь Божия исцелила его, и теперь мы в связи с этим событием
почитаем икону, именуемую Троеручица.
Преподобный Серафим Саровский вполне может быть назван человеком с
ограниченными физическими возможностями. От природы он был очень сильным, но
когда на него напали в лесу разбойники, он не оказал им никакого сопротивления
и его жестоко искалечили, повредив позвоночник. И все люди, которые имеют
какое-то физическое увечье, обращаясь к этим святым, наверное, испытывают
какое-то особенно теплое чувство, потому что именно эти святые в земной своей
жизни несли те же тяготы, что и они сами.
Монополии на милосердие быть не должно
— В современной западной цивилизации забота об инвалидах считается одним
из приоритетных направлений социальной политики. Имеются ли у этого явления
христианские корни? Или его смысл лежит в иной плоскости?
— Я считаю, что западная цивилизация до сих пор проедает тот нравственный
капитал, который она накопила в Средние века. А ведь он уже заканчивается и
довольно скоро иссякнет совсем, после чего Запад ждут тяжелые времена. Но то
особое отношение к людям с физическими увечьями, которое сегодня существует на
Западе, на мой взгляд, все-таки является христианским. А точнее говоря —
остаточно христианским. Это как бы осколочек той духовной культуры, которая
сегодня стремительно исчезает в западном мире. Самые первые специальные
удобства для инвалидов там появились все-таки не в супермаркетах и не в
«Макдоналдсах», а в храмах. То же самое можно сказать и про наши русские
церкви. Я помню, как в нелегкие советские годы там устраивались нехитрые
приспособления вроде пандусов для колясочников, еще когда ни в магазинах, ни в
общественных учреждениях ничего подобного не было и в помине. Так что основа
этого явления, безусловно, христианская и сама по себе очень верная, поскольку
для человека естественно помочь тому, кто испытывает трудности. И
наоборот — противоестественно не помогать таким людям, пройти мимо их беды
и проблемы. Поэтому абсолютно противоестественным было наплевательское отношение
к инвалидам в России, где их не
замечали, старались убрать подальше от общества. Для их удобства что-то
делалось разве что в больницах, да и то не всегда, а в городе им было очень и
очень трудно. Потому что общественные места, транспорт, магазины, учреждения
культуры были совершенно не приспособлены к нуждам людей с ограниченными
возможностями. Да что там говорить: достаточно вспомни РОССИЮ ВТЭК И МСЭ, когда
человек с ампутированной ногой вынужден ежегодно являться на переосвидетельствование,
дабы врачи могли убедиться, что за год нога у него не отросла и пенсия по
инвалидности ему все еще положена. - Почему
инвалидам помогает государство и почему инвалидам помогает Церковь? Как Церковь
оценивает усилия государства в деле помощи инвалидам, в чем видит проблемы этой
деятельности, чем может помочь?
— Государство получает деньги от налогоплательщиков, в том числе и на помощь
обездоленным людям. Следовательно, помогая инвалидам, оно просто выполняет свои
обязательства перед обществом. Но тут есть один очень важный момент: в
большинстве стран мира социальная работа не является монополией государства. И
я совершенно убежден в том, что и у нас в России монополии быть не должно. Весь
советский опыт такой монополии ярко свидетельствует о неудачности подобной
модели. И причина здесь понятна: любая монополия приводит к застою и
злоупотреблениям, и социальная сфера не является исключением из этого общего
правила. Существуют чудовищные злоупотребления, о которых даже говорить тяжело.
Есть детские дома, откуда большинство питомцев выходят преступниками. Есть дома
инвалидов, где над людьми откровенно издеваются — не кормят, привязывают к
кроватям, избивают, отнимают деньги. — Среди читателей «Фомы» тоже есть люди с ограниченными возможностями и их родные. Что бы Вы хотели им пожелать? — Взаимной любви и веры в силу Божию, которая совершается в немощи человеческой. Апостол Павел в своих посланиях неоднократно говорил о своих физических недостатках: ...чтобы
я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть,
ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я
Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне:
«довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:7-10). Апостол Павел. Миниатюра из рукописи посланий святого апостола Павла. Начало IX в., монастырь святого Галлена, Германия Серафим
Саровский — один из самых почитаемых святых нашей Церкви — от рождения
был рослым и физически очень сильным человеком. Однажды во время похода в
лес за дровами его подстерегли разбойники. Могучий инок Серафим легко
мог справиться с ними даже без оружия, а тут у него в руках был топор.
Но преподобный поступил иначе. Бросив им под ноги топор, он сказал:
«делайте, что задумали». Разбойники жестоко избили преподобного
Серафима, серьезно повредив ему позвоночник его же топором. На всех
иконах этот святой изображен с согбенной спиной. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Медик по образованию, один из лучших русских хирургов двадцатого
столетия. В годы жесточайших гонений советской власти на Церковь
святитель Лука совмещал епископское служение с активной хирургической
практикой. Несколько раз подвергался аресту за исповедание веры во
Христа. Потерял здоровье, отбывая ссылку на крайнем Севере. К концу
жизни полностью ослеп
|